Набоков писал, что "слово мстит за пренебрежение к нему", и приводил в качестве примера Ленина
"употреблявшего слова "сей субъект" отнюдь не в юридическом смысле, а "сей джентльмен" отнюдь не применительно к англичанину (579), и достигшего в полемическом пылу высшего предела смешного: "...здесь нет фигового листочка... и идеалист прямо протягивает руку агностику"".
Фраза эта взята из "Материализма и эмпириокритицизма". Но Набоков ошибается, считая её простой оговоркой. Месть слова гораздо сложнее и глубже. Язык заставляет не овладевшего им человека не запинаться и оговариваться, а ПРОГОВАРИВАТЬСЯ. (582) Постоянные аналогии мутносексуального характера, столь характерные для Ленина, достигли в "Материализме и эмпириокритицизме" предельной концентрации и сделали это произведение настоящим кладом для сексопатолога. Дело в том, что "Материализм" написан, собственно говоря, ни о чём, так как философская проблематика для его автора является тайной за семью печатями. Ленину оставалось довольствоваться пустопорожней риторикой. Но риторикой-то он по-русски не владел. Слова вырвались на свободу, взвились роем разъярённых пчёл, и книга в результате получилась очень и очень содержательной. Судите сами:
Вот стр. 36-37:
"Старая погудка, почтеннейший г. профессор! Это буквальное повторение
Беркли, говорившего, что материя есть голый абстрактный символ. Но голеньким-то
на самом деле ходит Эрнст Мах ... Если "чувственным содержанием"
наших ощущений не является внешний мир, то значит ничего не существует,
кроме этого голенького "я", занимающегося пустыми "философскими"
вывертами".
Стр. 41: "К Маху бросаются на шею имманенты".
Стр. 51: "Ваша философия, господа, есть идеализм, тщетно пытающийся
прикрыть наготу своего солипсизма нарядом более "объективной"
терминологии ... Что у кого болит, тот о том и говорит!"
Стр. 69: "В философии – поцелуй Вильгельма Шуппе ничуть не лучше,
чем в политике поцелуй Петра Струве или г. Меньшикова".
Стр. 114: "Это как раз и есть та основная нелепость ... за которую
лобызают Маха с Авенариусом отъявленные реакционеры и проповедники поповщины,
имманенты. Как ни вертелся В.Базаров, как он ни хитрил, как ни дипломатничал,
обходя щекотливые пункты, а все же в конце концов проговорился и выдал
всю свою махистскую натуру!"
Стр. 131: "Заслуженные вами объятия имманентов".
Стр. 148: "Старый-престарый субъективный идеализм, нагота которого
прикрыта словечком "элемент"".
Стр. 157: "Чистый эмпириокритик Валентинов выписал плехановское примечание
и публично протанцевал канкан". (Здесь выход на тему переодеваний
подлых шутов. Тема "злого клоуна" представлена в "Материализме"
тоже с барочной роскошью форм.)
Стр. 193: "Ухищрения идеалистов и агностиков так же, в общем и целом,
лицемерны, как проповедь платонической любви фарисеями!"
Стр. 223: "И вот эдакие-то немецкие Меньшиковы, обскуранты ничуть
не менее высокой пробы, чем Ренувье, живут в прочном конкубинате с эмпириокритиками".
Стр. 226: "Он ("сколько-нибудь толковый имманент" – О.)
расцеловал бы Базарова и зацеловал бы его так же, как расцеловали Маха".
Стр. 234: "Комичнее всего тут, пожалуй, то, что сам блюститель чистоты
и невинности Петцольдт ... совокупил их с проповедником фидеизма Вильгельмом
Шуппе".
Стр. 243: "Эти заведомые соратники и частью прямые последователи Маха
своими поцелуями по адресу "подстановки" сказали бы больше, чем
своими рассуждениями".
Стр. 255: "Если бы Энгельс увидел, С КАКОЙ СТОРОНЫ подходят критиковать
Дюринга Леклер под ручку с Махом, он бы этих обоих философских реакционеров
обозвал во сто раз более презрительными терминами".
Стр. 296-297: "Открытый идеалист Уорд сбросил все покрывала ... Уорд
кувыркается (Опять выход на тему нехорошего клоуна.) ... Таково условие
сожительства теологов и профессоров в "передовых" капиталистических
странах".
Стр. 312: "Фиговый листочек, пустое словесное прикрытие материализма."
Cтр. 332: "(Современная физика) идёт к единственно верному методу
и единственно верной философии естествознания не прямо, а зигзагами, не
сознательно, а стихийно, не видя ясно своей "конечной цели",
а приближаясь к ней ощупью, шатаясь, иногда даже задом. Современная физика
лежит в родах. Она рожает диалектический материализм. Роды болезненные.
Кроме живого и жизнеспособного существа, они дают неизбежно некоторые мёртвые
продукты, кое-какие отбросы, подлежащие отправке в помещение для нечистот".
Стр. 366: "Никакие усилия в мире не оторвут этих реакционных профессоров
от того позорного столба, к которому пригвоздили их поцелуи Уорда, неокритицистов,
Шуппе, Шуберта-Зольдерна, Леклера, прагматистов и т.д."
И т.д. и т.д. Неудивительно, что даже сестра Анна писала Ленину:
"Некоторую ругань надо опустить или посгладить. Ей-Богу, Володек, у тебя её чересчур много ... Для философской книги особенно уж пестрит ею ... Поэтому ходатайствую, чтобы ты выбросил "Гоголевский петрушка"; ... "литературное неприличие". Эта фраза и по себе очень некрасива. "Не улыбку, а ОМЕРЗЕНИЕ" ... Пожалуйста, выкинь это "омерзение" невозможное... Потом "проповеди платонической любви истасканными..." фуй, даже дописать неприлично... Ведь это же прямо неприличная фраза".
Ну, "истасканных" Ильич скрепя сердце заменил "фарисеями" (стр. 193). Петрушку же и прочее оставил, ибо как же без петрушки-то. О чём же писать? Книга и так наполовину состоит из цитат.
Никакого отношения к реальности. Всё из книг, в книгах. В сущности Ленин писатель ведь. Графоман. Философия в бездарном романе Ленина превращается в низменное шарлатанство, а сами философы изображаются жуликами и шпаной, цель которой в открытом и исподтишка пакостничестве друг другу, окружающим и всему миру. Философская полемика становится фарсом и злой клоунадой:
"Если на удочку Авенариуса попалось несколько молодых интеллигентов, то старого воробья, Вундта, провести на мякине не удалось. Идеалист Вундт весьма невежливо сорвал маску с кривляки Авенариуса".
И далее: "субъективные идеалисты в костюме арлекина", "клоуны буржуазной науки"; "тарабарщина"; "философские выкрутасы"; "ужимки"; "шарлатан-ство или крайнее скудоумие"; "невероятно пошлая галиматья"; "квазинаучное шутовство в костюме терминологии Авенариуса"; "эмпириокритичес-кий Бобчинский и эмпириокритический Добчинский" и т.д., и т.д., и т.д.
Вольно или невольно в этот подлый кухонный фарс философов втягиваются и соседи-коммунисты (с волками жить – по-волчьи выть). И всё – уже не отмоешься. "Идеологическая невинность" большевиков всё равно разрушена, раз они связались с этими подлецами. Оттого переписка Ленина пестрит, например, следующими оборотами:
"Очевидно, ещё раз захотелось большевикам, чтобы их провели за нос и плюнули в физию (600)... Конечно, центристы всё равно не пойдут на НАШ съезд, но к чему же давать повод лишний раз плюнуть себе в харю?"
Все проплёвано.
Стыдно.
Грязь.
Смерть.
<-- НАЗАД ПО ТЕКСТУ ВПЕРЁД -->