703


Примечание к №579
Щедрин дал лексику русской интеллигенции.


Один из очевидцев похорон Щедрина писал Чехову:

"Гроб несла молодёжь на руках от квартиры до кладбища, а колесница была завалена цветами и венками. Всех венков было 140, много серебряных ... народ стоял не только вокруг могилы, на решётках памятников вокруг, но даже лепился по карнизам, нишам и окнам церкви, возле которой вырыта была могила, и ВИСЕЛ на деревьях ... С самого утра и до конца похорон шел дождь, так что вся эта толпа стояла под зонтиками ... речи прерывались возгласами "браво" и даже аплодисментами".

Позитивно толпились под дождём, уныло сидели на деревьях, обхватив стволы жалобными ручонками. А когда аплодировали, то с деревьев, наверно, сыпались, как груши перезрелые (см. "Ворона и сыр"). Вот какой материализм-то пошёл – под дождём на похоронах на деревья полезли. Хоронили же "мозг нации": главного карикатуриссимуса России.

Но какая дьявольская усмешка истории – сейчас России нужно расти до Щедрина (сознательное искажение смысла его произведений, непонимание 75% намёков и т.д.). Это Гоголь с его "похоронами прокурора" наколдовал. Либерализм сейчас действительно либерализм. "Мечты сбываются". Как страшно: "исторический поворот Городничего". "Над кем смеётесь, над собой смеётесь". Раньше Городничий бросал эту реплику в зал, а теперь актёрам, повернувшись к залу спиной. Декорации повернулись на петлях реальности. Что же сказал Гоголь тогда? Вы смеётесь над собой, показывая "Ревизора". Надсмеялись, надругались над собой. Ведь с Гоголя начинается содержательная сторона русской литературы. В идеале-то всё должно было быть наоборот. Пушкин – содержание, сам тон, Гоголь – ФОРМА. А получилось, что Городничий-Гоголь читает письмо Хлестакова-Пушкина в зал. И вот зал стал пьесой, а сцена превратилась в символ ушедшего прошлого. И сидящие в зале гоголевские хари обращаются к смеющимся над ними символам прошлого: "Над кем смеётесь, над собой смеётесь"


<-- НАЗАД ПО ТЕКСТУ ВПЕРЁД -->

К ОГЛАВЛЕНИЮ РАЗДЕЛА