171
Примечание к №165
Гумберта просто невозможно втиснуть в какие-либо оценочные рамки.
Толчком к написанию "Лолиты" послужила газетная статья, в которой говорилось, что некая обезьяна
нарисовала картину. Картина изображала решётку её клетки. Если вспомнить известную фразу Платона о
том, что тело это клетка души, то метафизический замысел романа вполне понятен. В центре повествования
трагедия человека, наделённого сознанием и высоким творческим потенциалом, но не способного
вырваться из темницы реальности, то ли из-за слабости духа, то ли из-за особой крепости телесной
оболочки.
Но трактовка, подсовываемая Набоковым (может быть, даже самому себе), опять-таки слишком узка и
статична, ибо предусматривает взгляд на судьбу Гумберта из потустороннего мира платоновских идей. А
это невозможно ни для читателя, покорно следующего воле автора, ни для самого автора, для кото-рого
образ Гумберта является, в свою очередь, лишь клеткой собственного сознания. Чтобы понять человека,
нужно перестать быть человеком. Что невозможно.
Правда, возможна иллюзия этого, что как раз и характерно для искусства вообще, и в особенности для
литературы.
<-- НАЗАД ПО ТЕКСТУ ВПЕРЁД -->
К ОГЛАВЛЕНИЮ РАЗДЕЛА