216
Примечание к с.16 "Бесконечного тупика"
Чтение его (Розанова) произведений смягчает и облагораживает мышление.
Предположим, вы прочли Соловьева и у вас сложилось определённое представление о его творчестве.
Оно осязаемо, но не вполне ясно, не вполне выразимо. И тут Розанов о
Соловьёве. В паутине пуант вы
найдёте свой изгиб темы. (219) Это как цветная таблица с цифрами для выявления дальтонизма. В зависимости от
уровня и характера поражения пятна складываются в совсем разные цифры. Идея наложится на
"всейность" и станет явью. Это прорисовывает, высвечивает мышление.
Вы как бы становитесь Розановым (222),
мыслите с его физиологической яркостью и зоркостью. Но процесс усиления оборачивается далее и
суровым уроком девальвации. Вдруг пятна начинают складываться и по-другому, в других комбинациях и
цветовых сочетаниях. Картина оживает, вы, вовлечённые в игру, уже не можете остановиться, ибо и ваши
собственные мысли, ваша собственная точка зрения охвачена и отчуждена Розановым. Наконец все
розановские интерпретации Соловьёва сливаются, точнее, сливаются ваши впечатления от них. Душа
разрыхляется, и сам Соловьёв ввинчивается в душу глубже, сильнее.
В конечном счёте что это такое? – Пробуждение личности. Можно ли научиться философии, читая
Соловьёва, узнавая мысли Соловьёва по тому или иному поводу? – В очень незначительной степени.
Розанов же только и занимается философской майевтикой. Читая его, узнаёшь свои мысли, познаёшь себя.
То есть превращаешься в философа.
<-- НАЗАД ПО ТЕКСТУ ВПЕРЁД -->
К ОГЛАВЛЕНИЮ РАЗДЕЛА