444


Примечание к №423
Соловьёв это неудавшийся Чернышевский


Соловьёв сказал, что "первый шаг к положительной эстетике" был сделан в России не каким-нибудь там Киреевским или московскими любомудрами, а "мудрым" Николаем Гавриловичем. В 1893 году он с гордостью пишет одному из своих адресатов:

"(В "Первом шаге к положительной эстетике") я между прочим защищаю известный Вам, вероятно, трактат об эстетических отношениях искусства к действительности - это даёт некоторый интерес статье, если бы она и не имела другого".

По поводу эстетических воззрений Соловьёва (449) Е.Трубецкой не просто умиляется, и даже не плачет, а просто рыдает, стоя по струнке в кабинете Величайшего Гения:

"Именно здесь вдохновение этого философа-поэта разбросало самые дивные свои жемчужины. В эстетике Соловьёва мы имеем по преимуществу неумирающие создания его гения". (461)

Это о примерно таких "перлах":

"Алмаз, то есть кристаллизированный углерод, по химическому составу своему есть то же самое, что обыкновенный уголь. Несомненно также, что пение соловья и неистовые крики влюблённого кота, по психо-физиологической основе своей суть одно и то же, именно, звуковое выражение усиленного полового инстинкта".

И т.д. и т.д. Далее Соловьёв поясняет, что у соловья есть "преображение полового инстинкта", а "крики влюблённого кота на крыше суть лишь прямое выражение физиологического аффекта".

Неудивительно, что сам Трубецкой, следуя писаревским заветам своего учителя, так начал свою работу о русской иконописи:

"Помнится, года четыре тому назад я посетил в Берлине синематограф, где демонстрировалось дно аквариума, показывались сцены из жизни хищного водяного жука. Перед нами проходили картины взаимного пожирания ... И победителем в борьбе с рыбами, моллюсками, саламандрами неизменно оказывался водяной жук, благодаря техническому совершенству двух орудий истребления: могущественной челюсти, которой он сокрушал противника, и ядовитым веществам, которыми он отравлял его".

Статья Трубецкого полностью называлась так: "Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древне-русской религиозной живописи". Вот уж действительно "умозрение в красках".


<-- НАЗАД ПО ТЕКСТУ ВПЕРЁД -->

К ОГЛАВЛЕНИЮ РАЗДЕЛА